ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ

О.Е.Михеева


Самарский государственный архитектурно-строительный университет, Россия

В современных условиях производственные программы предприятий строительной индустрии формируются на основе рыночного спроса, заявок и договоров между производителями и потребителями продукции (портфель заказов), отражающих реальные потребности в ней, в том числе для государственных и городских нужд с учетом реальных производственных и ресурсных возможностей.

Информационная технология рассматривается как система, включающая: функциональную (процессы циркуляции), содержательную (информационно-технические процессы управления предприятиями строительной индустрии, структуризация и постановка задач, методы, модели и прикладные программные продукты) и обеспечивающую (общесистемное программное обеспечение, СУБД, банки данных, инструментальные технические средства) компоненты; совокупность информационных, технологических, производственных и управленческих процессов, осуществляемых в проектно-технологических, строительно-монтажных организациях и на предприятиях строительной индустрии, а также в отраслевых и региональных органах управления при реализации основных задач строительного производства.

Разнообразные условия, в которых функционируют предприятия строительной индустрии, препятствуют использованию при автоматизации управления и создании ИТ типовых проектов систем. Более целесообразным и гибкими является подход, который позволяет создавать ИТ, отвечающие требованиям конкретных предприятий, на основе типовых элементов, так называемых модулей.

Под модулем понимается часть автоматизированной системы, которая имеет определенную степень законченности и устойчивости к изменениям и может быть многократно самостоятельно использована в составе оригинального решения конкретной автоматизированной системы.

Модуль - это унифицированный элемент ИТ, отражающий определенные условия, объекты, функции и задачи управления в соответствии с территориальным, отраслевым, иерархическим и временным признаками. Структура модулей должна обеспечивать возможность, с одной стороны, объединения их в автоматизированную систему, с другой - использования одного модуля для создания ИТ различных частей систем управления строительной индустрией.

Основные принципы построения модулей ИТ управления строительной индустрией: совместимость, связанная с наличием информационных входов и выходов; рекурсивность, т. е. возможность сочленения нескольких модулей различных рангов в модуль более высокого ранга; дифференциальность, т. е. разработка модулей для конкретных задач управления, условий и видов производств (учет территориальных, отраслевых, технологических, иерархических и временных аспектов); автономность, или наличие у модуля свойств гомеостазиса; эффективность, которая обеспечивается созданием модулей с гарантированным получением эффекта целостности при функционировании ИТ управления.

Модули осуществляют поддержку экономических взаимоотношений между структурными подразделениями предприятий. Объектом приложения могут быть промышленные предприятия строительной индустрии, ДСК, проектно-строительные объединения, предприятия и комплексы, коммерческие структуры и акционерные общества (АО).

Модуль позволяет вводить, корректировать, просматривать, распечатывать информацию; структурировать номенклатуру продуктов, ресурсов, услуг, финансовых показателей и технологий в хозяйстве и на предприятии; проводить работу по анализу и формированию оргструктуры, распределению функций и задач управления; обеспечивать увязку внутрихозяйственной производственной и финансовой деятельности с плановыми производственно-финансовыми ограничениями хозяйства или предприятия в целом; осуществлять как бюджетирование производственной деятельности, так и управленческий текущий учет по месяцам и кварталам (контролинг).

Модули дают возможность производить большой спектр расчетов по определению: объемов выпусков и затрат каждого подразделения и всего хозяйства на основе имеющихся технологий и производственных мощностей; сводных производственных и финансовых показателей как каждого подразделения, так и всего хозяйства; сводных показателей по месяцам и кварталам и за год; налоговых и арендных платежей подразделений; размера собственных фондов (подразделений) и нормативов; себестоимости, внутренних цен на продукцию, ресурсов и услуг; индексации цен, степени централизации и финансовой самостоятельности подразделений. Модули реализованы на современных компьютерах.

Схема модулей ИТ на уровне предприятия представлена на рисунке. Последовательная реализация модульного принципа позволяет создавать гибкие автоматизированные системы для предприятий стройиндустрии.

S1 - множество управляющих параметров, вырабатываемых в подразделении предприятия;

S2 - то же, вырабатываемых на самом предприятии;

S3 - то же, высшего уровня;

S4 - множество внешних переменных, отражающих параметры взаимодействия с другими системами (поставщик-потребитель и др.)

Информационный модуль содержит следующие блоки:

Информационным обеспечением системы является база данных, которая формируется на основе обработки коммерческой информации о деятельности отечественных и зарубежных изготовителей.

Модуль имеет сложную структуру. Отметим наиболее важные его разделы: строительные материалы и поставщики сырьевых ресурсов; паспорт предприятия; сырьевые материалы; производители технологического оборудования; строительные фирмы; объекты строительства; результаты маркетинговых исследований.

Дальнейшее развитие строительной индустрии и возрастание информационных потоков приводят к компьютеризации и организационной технической и коммуникационной увязке отделений финансово-промышленных и финансово-строительных групп (ФПГ, ФСГ), корпораций, АО, фирм, их подразделений и отделов.

В последнее время корпоративные информационные системы перестают быть данью моде. Они становятся неотъемлемой частью системы управления предприятием в условиях российских реалий. А если так, то и процесс внедрения корпоративной информационной системы, иначе говоря – автоматизация системы управления предприятием, рассматривается неотрывно от процесса ее оптимизации. Оба эти процесса – оптимизация и автоматизация, – сильно взаимосвязаны, их реализация обычно происходит в виде выполнения последовательности этапов одного большого проекта. Стоимость подобных проектов для средних и крупных предприятий измеряется десятками, а то и сотнями тысяч долларов. И поэтому немудрено, что руководители предприятий при принятии решения о внедрении информационной системы все чаще задаются вопросом эффекта от вложений в информационные технологии.

Развитие информационных технологий неотъемлемая часть развития предприятия. Стратегия внедрения IT-технологий не должна противоречить стратегии развития фирмы. Поэтому, прежде чем приступать к внедрению IT-системы, необходимо четко представлять что мы хотим получить в результате.

Помимо ожидаемой отдачи от вложений в информационные технологии и соответствия IT-стратегии общей стратегии развития предприятия, существует еще один важный фактор, влияющий на решение о внедрении корпоративной информационной системы. Это наличие необходимых ресурсов, как материальных, так и нематериальных. Ресурсы предприятия не безграничны, и чтобы предприятие имело возможность осуществлять свою основную деятельность (а ведь согласимся, что внедрение корпоративной информационной системы не является основной деятельностью предприятия, это скорее развитие новых технологий, инновация) эти ресурсы необходимо разумно распределять. Отсутствие необходимых ресурсов может перечеркнуть все планы по реализации проекта. Именно поэтому должна быть жесткая увязка плана проекта не только на уровне целей и стратегии развития предприятия, но и на уровне его бюджета.

Существуют различные способы оценки эффективности проектов. Но среди всего многообразия можно выделить принципиально два подхода к оценке: финансовый подход, оценивающий финансовую отдачу от проекта, и смешанный подход, содержащий в себе как финансовую, так и нефинансовую составляющие. Основное их отличие состоит в том, что финансовый подход предполагает оценку только тех эффектов, которые можно оценить в денежном эквиваленте и только в первом приближении. То есть, оценить непосредственный эффект. Но одновременно возникает и трудность такой оценки. Ведь далеко не всегда существует возможность оценить в денежном выражении абсолютно все преимущества, которые дает нам проект автоматизации. С другой стороны, на сегодняшний день основной капитал большинства предприятий выражается в нематериальных активах.

На методологии, разработчиками которой являются Дэвид Нортон и Роберт Каплан, основан второй подход к оценке эффективности проектов – смешанный.

Основные ее составляющие:

1. Внедрение стратегического управления должно осуществляться путем постепенного перехода от стратегических планов к бюджетам и планам мероприятий, от уровня генерального директора до водителя грузовика.

2. Для успешного внедрения стратегии должен быть установлен мониторинг и обратная связь процесса стратегического управления. Для этого разрабатываются сбалансированные счетные карты, отражающие основные цели предприятия, а также их дальнейшую декомпозицию в виде набора критических факторов успеха. Например, если поставить для себя цель “повышение лояльности клиента”, то критическими факторами успеха будут являться, например, качество товара и качество обслуживания клиентов.

Для оценки выполнения факторов успеха разрабатывается набор ключевых показателей эффективности. Эти показатели количественно оценивают факторы успеха, для них могут быть заданы формулы или прочие способы расчета.

Автоматизация системы управления предприятием подразумевает автоматизацию бизнес-процессов данного предприятия. Бизнес-процессы, в свою очередь, имеют свои показатели эффективности. Эти показатели могут характеризовать как результат всего процесса целиком, так и результат отдельной составляющей (функции) процесса.

Автоматизация бизнес-процессов рассматривается как оптимизация бизнес-процессов предприятия с использованием возможностей информационных технологий. При этом под оптимизацией бизнес-процессов мы понимаем улучшение показателей эффективности бизнес-процессов.

В результате анализа проекта на соответствие целям предприятия и последующего одобрения/отклонения проекта происходит приведение в соответствие IT-стратегии и корпоративной стратегии предприятия.

Возвращаясь к описанию методологии, нельзя не отметить наличие логической связи между стратегическим и оперативным управлением. Стратегия переводится на уровень действий. Инициативы по достижению заданных значений показателей эффективности образуют план мероприятий, а стоимость тех или иных мероприятий отображается в бюджете компании. Создается ситуация, когда бюджет отображает действия предприятия по достижению стратегических целей в краткосрочном периоде. В том числе и в области затрат, гарантируя тем самым целевое расходование ресурсов предприятия.

На основе вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что внедрение и использование информационных технологий поможет повысить предприятиям строительной индустрии эффективность своей работы за счет уменьшения информационной неопределенности и сокращения, таким образом, срока принятия управленческих решений.